Решение задач коррекционной работы на занятиях ознакомления с окружающим

Решение задач коррекционной работы на занятиях ознакомления с окружающим

В младшей группы поступают дети с диагнозом ОНР 1-го уровня. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех сторон речи, а именно, лексической, грамматической и фонетической. Первый уровень речевого развития в литературе характеризуется отсутствием «общеиспользуемого вещания».

Довольно часто при описании речевых возможностей данных детей на этом уровне встречается название «неразговорчивые дети», не может пониматься непосредственно, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных конструкций. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Поэтому коррекционная работа с данными детьми направлена на распространение пассивного и активного словаря. Это происходит на лексико-грамматических занятиях логопеда, и на занятиях ознакомления с окружающим, которые проводят воспитатели.

Занятия проводятся один раз в неделю, в первую половину дня, по заданной лексической теме, которую определяет логопед, исходя из речевых возможностей детей данной группы. На первых этапах коррекционной работы логопед концентрирует свою работу и работу воспитателей на предметном словаре детей (1-й период обучения), на более поздний этапах работы, в процессе развития речи детей, задания усложняются (пополнение словаря детей названиями частей предметов, признаками предметов, действиями, образование и использование в произвольном речи падежных, родовых, временных окончаний. (2-й период обучения)).

Развитие речи во время занятий ознакомления с окружающим - это прежде всего пополнения знаний и представлений ребенка о предметах, их качества и свойства, а также в понятных ему явлениях природы и социальной жизни.

Работа по обогащению знаний и представлений детей, словарная работа неразрывно связаны. Своевременное усвоение ребенком точной терминологии, опирается на конкретные представления, значительно повышает уровень его речевого развития.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим используют следующие приемы словарной работы:

  1. Рассмотрение предмета, установления его назначения. Сообщение детям его названий и характерных действий с ним.
  2. Названия ребенку частей предмета и их качествах, особенностях внешнего вида.
  3. Использование вопросов, предусматривающих ответ действием. Вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка.
  4. Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию.
  5. Многократное повторение ребенком нового слова в различных вариантах:
  • повторения за воспитателем;
  • ответ на вопрос воспитателя;

Что касается грамматических категорий, то на занятиях ознакомления с окружающим отрабатываются только те, которые доступны данной группе детей. Так следует упражнять детей в использовании существительных родительного и винительного падежа единственного и множественного числа существительных, использовании и образовании уменьшительно ласкательных имен. Упражнять детей в использовании прилагательных.

Для данной цели используются следующие упражнения:

  • Договариванием слов с соответствующими окончаниями в фразах и рифмах.
  • Дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?»
  • Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?»

Все эти приемы помогают решению коррекционных задач по развитию речи на занятиях ознакомления с окружающим.